В связи с важными изменениями в Законодательстве 25 декабря 2023 года Федеральным законом от 25.12.2023 N 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения, касающиеся порядка применения такого вида наказания, как административное выдворение иностранных граждан.
В пункте 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель закрепил следующие обстоятельства, которые должен учитывать суд при назначении наказания.
- Продолжительность проживания на территории РФ;
- Семейное положение и наличие родственников граждан РФ (жены, мужа, детей, родителей);
- Наличие работы и постоянного заработка;
- Наличие профессии (актуально для высококвалифицированных специалистов);
- Наличие сведений о привлечении к административной/уголовной ответственности;
- Отношение к уплате налогов;
- Наличие жилья на территории РФ;
- Обращение иностранца за гражданством РФ;
При наличии указанных обстоятельств суд при назначении наказания может заменить административное выдворение на штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей, либо на обязательные работы от 150 до 200 часов.
Принятые законодателем изменения не так однозначны, как хотелось бы для иностранных граждан, которые были подвергнуты административному наказанию в виде выдворения.
Указанные изменения были приняты во исполнение Постановления Конституционного Суда от 23 мая 2017 года N 14-П, Постановление от 17 февраля 2016 г. № 5-П и т. д.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что меры юридической ответственности должны быть справедливыми, соразмерными, дифференцированными, а сами эти принципы вытекают непосредственно из Конституции РФ (постановления КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 17 декабря 1996 г. N 20-П.)
Ранее, возможность назначения менее строгого наказания отсутствовала, суды изредка шли на встречу иностранным гражданам, заменяя на основании позиций высших судов выдворение за пределы РФ на штраф.
Иностранный гражданин мог совершить административное правонарушение, которое не являлось общественно опасным и не несло угрозу национальной безопасности и конституционному строю Российской Федерации, но в результате отсутствия законодательно закрепленного урегулирования альтернативного наказания, административное выдворение оказывалось несоразмерным деянию.
При этом, нарушался основополагающий принцип наказания, выражающий требования справедливости, принцип соразмерности. Он предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суды в большинстве случаев назначали административное выдворение, если иностранный гражданин не мог представить доказательств чрезмерного вмешательства в свою жизнь со стороны государства. В результате, когда действия иностранца в целом не представляют существенной опасности, он подвергался административному наказанию в виде административного выдворения, а последствием указанного наказания является запрет на въезд в Российскую Федерацию в течение 5 лет.
Практика применения была достаточно неоднозначна, суды исходили из отсутствия законного основания учитывать разного рода обстоятельства, характеризующие личность ИГ с положительной стороны и закрепления императивной нормы, касающейся назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, так, например, Московский городской суд указывал, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности. (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7–1772/2017).
Однако, в постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения.
В действующем законодательстве в части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Законодатель указал, что учитывать такого рода обстоятельства остается правом суда, а не его обязанностью, и каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Также, в суде необходимо доказывать устойчивые связи иностранного гражданина с Российской Федерацией и чрезмерное вмешательство в его жизнь при применении наказания в виде административного выдворения, только в указанных случаях суд будет рассматривать вопрос о назначении наказания в виде штрафа либо принудительных работ.
Формулировка в виде «замены наказания на штраф и принудительные работы» позволит судьям более детально рассматривать каждый случай, однако говорить о том, что каждый иностранный гражданин сможет подать жалобу и его наказание заменят - преждевременно. Практика продолжает формироваться.
Если ранее суды при вынесении решения закрывали глаза на позиции Высших судов в отношении выдворения, то сейчас указанные обстоятельства закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, что даёт возможность судам более широко рассматривать вопросы выдворения, а также позволяет учитывать те факты, которые прежде не имели никакого значения для смягчения наказания, такие как уплата налогов ИГ в бюджет РФ, законопослушное поведение, длительность проживания в РФ и другие обстоятельства, заслуживающие внимания, всё это способствует возможности рассматривать каждый конкретный случай всесторонне, дабы избежать назначения наказания, несоразмерного совершённому деянию.