Режим пребывания и проживания иностранных граждан в Российской Федерацией в основном регулируется ФЗ № 115 от 25.07.2022 г., ФЗ № 109 от 18.07.2006 г.
Как известно, действующее законодательство закрепляет обязанность иностранного гражданина встать на учет по месту пребывания.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Следует отметить, что для граждан дружественных России стран, таких как Республика Узбекистан и Республика Таджикистан, предусмотрен особый режим благоприятствования, который освобождает граждан названных государств от обязанности вставать на миграционный учет в течение 15 дней с момента въезда в РФ (соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 08.02.2013 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 17.02.2021 г).
1. Закрепить доказательственную базу, необходимую для подтверждения факта непроживания по месту, указанному в уведомлении о прибытии, помимо рапорта и протокола об административном правонарушении, для составления материалов и предоставлении их в суд, например:
В соответствии с частью 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Существование данной нормы объясняется следующим, по смыслу закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания производится с целью расположения сведениями о нахождении иностранного гражданина на территории РФ уполномоченным на это органом.
Следовательно, должностные лица могут привлечь иностранных граждан к административной ответственности на основании ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ в случае его пребывания не по месту, указанному в уведомлении о постановке на миграционный учёт по месту пребывания, даже в течении небольшого периода времени (несколько часов, один день или три дня, не имеет значения), так как данный период не регламентирован нормами КоАП РФ, а Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» упоминает только сам факт пребывания не по месту указанному в уведомлении о постановке на миграционный учёт по месту пребывания.
Свобода передвижения иностранных граждан в пределах территории Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ. Однако, на практике иностранные граждане сталкиваются со следующей проблемой: действующее законодательство не предусматривает количество дней, которое иностранный гражданин может проживать не по месту пребывания, указанному в уведомлении о прибытии.
Учитывая сформировавшуюся судебную практику, нередки случаи, когда иностранного гражданина привлекают к административной ответственности за пребывание в гостях у родственников, друзей, ссылаясь на нарушение правил миграционного учёта, выражающееся в непроживании по месту пребывания/проживания, доводы иностранного гражданина о том, что он был в гостях не учитываются должностными лицами и судом, несмотря на наличие доказательств, подтверждающих совершения правонарушения (Постановление Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 30 мая 2023 г. по делу № 5-173/2023).
При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности из-за непроживания по месту пребывания должностные лица не предоставляют ни единого доказательства в суд, которое бы подтверждало факт нарушения иностранным гражданином миграционного законодательства, выразившегося в непроживании по месту пребывания в течение семи рабочих дней (ч. 3 ст. 20 ФЗ №109 от 18.07.2006).
Например в Решении Нижегородского областного суда от 14.06.2011 г. по делу № 7–403/2011 при привлечении к административной ответственности иностранного гражданина за непроживание по месту пребывания сотрудники МВД предоставляли следующие доказательства в суд: 22.12.2010 г. составлен Акт проведения проверки по месту пребывания иностранного гражданина; 30.12.2010 г. привлекли принимающую сторону за неуведомление об убытии иностранного гражданин по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ; 15.01.2011 г. на основании распоряжения была проведена проверка уже по другому адресу, где был выявлен иностранный гражданин. В связи с представленными доказательствами, собранными должностными лицами, у судна не было сомнений в виновности иностранного гражданина.
В настоящее время, суды без каких-либо доказательств привлекают иностранных граждан к административной ответственности, основываясь только на рапорте и протоколе об административном правонарушении, составленном должностным лицом, приводя в доказательство довод о том, что должностное лицо не являются заинтересованной стороной и причин не доверять его «словам» у суда отсутствуют.
Действующее законодательство нуждается во внесении поправок, конкретизирующих, за какое нарушение режима пребывания должны привлекать иностранных граждан к административной ответственности, если последние не проживают по месту пребывания:
- акт проведения проверки по адресу выявления иностранного гражданина, в котором будет зафиксировано его непроживание по адресу «регистрации»;
- объяснение от принимающей стороны подтверждающие или опровергающие убытие иностранного гражданина с места пребывания;
- акт проведения проверки по тому же адресу, сделанный уже через 10 дней после первого акта.
2. Возложить обязанность на судей не принимать на рассмотрение дела, связанные с привлечением к административной ответственности иностранных граждан за непроживание по месту пребывания без вышеперечисленных документов. А также, привлекать к дисциплинарной или административной ответственности должностных лиц, составивших материалы дела по такому административному правонарушению, за халатное отношение к выполнению своих обязанностей.